Всегда ли есть деловая репутация

Всегда ли есть деловая репутация
Как-то так получилось, что в очередной раз, что пришлось столкнуться с вопросами защиты деловой репутации.
В связи с чем захотелось рассказать о двух интересных делах. Одно из которых это дело, находящиеся в моем производстве. Всегда же интересно читать практику от первого лица.
Итак. Первое дело.
Недавно нашим арбитражным судом было рассмотрено одно любопытное дело о защите деловой репутации. Дело касалось защиты репутации магазина интимных товаров «Розовый кролик» (дело Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 марта 2018 г. дело № А56-68012/2017).
Защита репутации столь пикантного заведения вещь неоднозначная. Что и позволило господам юристам еще раз посостязаться в разрешении интереснейшего вопроса: всегда ли есть деловая репутация у организации или предпринимателя или наличие деловой репутации, которую в суде можно было бы защитить, нужно доказывать.
Как это касается каждого из предпринимателей?
Вот представьте, в прессе публикуют разгромную статью о Вашем бизнесе. Вы обращаетесь в суд с иском о защите деловой репутации. Тут суд совершенно законно может занять одну из двух позиций.
Первая позиция. Да, распространением порочащих сведений нарушена деловая репутация.
Вторая позиция. Да, порочащие сведения были распространены. Но Вы, господин предприниматель, докажите, что у Вас была деловая репутация и ей причинен ущерб.
Что же касается самого Розового кролика, то суды сказали следующее.
«Истцом не доказано, каким образом распространенные сведения порочат его честь, достоинство и деловую репутацию, учитывая, что на официальном сайте сети магазинов «Розовый кролик» среди товаров, предлагаемых к продаже, представлены товары, предназначенные, преимущественно, для половых извращений».
Помимо того, судом указанно, что деятельность истца направлена на размывание традиционных ценностей.
«Указанные традиционные духовно-нравственные ценности, составляющие основу российского общества, провозглашены в качестве стратегических целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, угрозами же которой, в частности, являются размывание традиционных семейных ценностей и ослабление единства народов Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, включая пропаганду вседозволенности и распространение низкокачественной продукции массовой культуры, несущей нетипичные для российской ментальности принципы, внедряющиеся в общественное сознание с помощью современных информационных технологий, в том числе, посредством сети Интернет, что находит свое отражение в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683, Основах государственной культурной политики, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808».
Вот так. Оказывается деловая репутация деловой репутации рознь.
И вот уже мое дело.
Обратилась к нам одна строительная организация. Их поставщик подал на них в суд иск о защите деловой репутации, поскольку строительной организацией ошибочно был подан иск уже к поставщику о взыскании задолженности. Иск в последствии был строительной организацией отозван в виду погашения долга после направления претензии поставщику. А у подрядной организации, как говориться, осадочек, остался. И решили они всему миру доказать, что они чисты и честны перед законом и судом.
Вот вся эта история и ставит перед нами опять же жизненно важный юридический вопрос.
Смотрите, Вы подаете иск в суд. Допустим, дело проигрываете. Возникает ли при этом у победившей стороны право не только на взыскание судебных расходов, но и подачу иска в суд о защите чести и деловой репутации.
Представляете, какое широкое поле деятельности открывается для юристов выигравшей стороны? А сколько денег на этом можно заработать! Интрига же.
В общем, исследовав этот вопрос, пришла к такому выводу. Кому надо, пользуйтесь.
Согласно статье 152 ГК РФ юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший не докажет, что они соответствуют действительности.
Распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, является указание на эти сведения, в том числе и в заявлениях, адресованных должностному лицу, читай, суду.
Оценочные суждения не являются предметом судебной защиты. Поскольку проверить их на предмет соответствия действительности не возможно.
Также есть еще позиция Верховного суда Российской Федерации от 2015 года (по делу № 305-ЭС15-3006), в которой суд сказал, что когда гражданин обращается в органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения, но эти сведения не нашли подтверждения, то данное обстоятельство не может служить основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение деловой репутации. Это обращение является конституционным правом лица.
И право на защиту деловой репутации может быть нарушено только в том случае, когда лицо, целенаправленно, злоупотребляя правом, подает заявление в государственные органы с целью причинить вред другому лицу.
И поскольку, в моем случае строительная организация не имела цели причинить вред поставщику, то оснований для удовлетворения требований не имеется.
Чем закончится мое дело, покажет суд. Может быть, еще напишу об этом.